Подводная сваркаТехнологию подводной контактной стыковой сварки в замкнутом объеме отрабатывали на лабораторной установке в бассейне на глубине до 1,5 м. Внутри камеры можно было создать повышенное давление. Система управления установкой позволяла регулировать параметры режима в широких пределах. Сваривали образцы, вырезанные из труб, изготовленных из углеродистых низколегированных сталей. Учеными были изучены технологические особенности процесса, определены требования к режимам сварки в зависимости от условий проведения сварочных работ,

определены технические требования к конструкциям отдельных узлов и механизмов сварочного оборудования.

Учеными в результате исследований установлено, что в качестве газовой среды для вытеснения из камеры воды можно применять воздух, что позволит в значительной мере упростить подготовительные работы и снизить материальные затраты. Масса оплавленного металла в камере прямо пропорциональна площади свариваемых труб и припуску на оплавление. Из всей массы оплавленного металла испаряется около 40%, а один грамм металла при испарении образует 0,003 м3 пара. По ряду технических требований камера должна иметь минимально возможный объем прежде всего за счет минимальной ширины (вдоль труб). С учетом этого, количество паров металла в камере при оплавлении стальных труб на оптимальных режимах значительно превышает количество кислорода, содержащегося в этом же объеме. Эта особенность стыковой контактной сварки в изолированном объеме с эффективным технологическим приемом защиты зоны сварки от воздействия кислорода воздуха (регулирование интенсивности оплавления) позволяет получать качественные соединения труб различных диаметров и на любой глубине.

На основании полученных технологических и технических данных разработали и изготовили опытный образец сварочной машины для подводной контактной стыковой сварки труб диаметром 219 мм. Камеру и устройства, гидроизолирующие внутреннюю полость труб, установили на концах труб - на минимально возможном расстоянии от обоих торцев. Таким образом, на концах труб камера создавала относительно узкое ограниченное пространство, изолированное от водной среды, которое в процессе сварки защищало от контакта с водой только зону сварки. На этой машине в натуральных условиях Черного моря провели опытную сварку труб на глубине 10 - 60 м. Были отработаны технологические приемы ремонта подводного трубопровода, отремонтирован трубопровод диаметром 219 мм со стенкой толщиной 16 мм.